Полиэтиленовые пакеты давно стали носителями различной рекламной информации. Основные способы печати на этих носителях рекламы – шелкография и флексография. Рассмотрим более подробно каждый из этих способов.
Шелкография на пакетах
Шелкография, или трафаретный метод печати на пакетах – ручная технология, с помощью которой получают качественное изображение на полиэтиленовой поверхности. Суть метода в продавливании краски на материал через трафарет из тончайшей металлической или нейлоновой сетки (раньше сетка изготавливалась из нитей шелка, откуда и название метода). Для многоцветной печати трафареты изготавливают под каждый цвет отдельно.
Процесс печати на пакетах поэтапный:
1. На подготовительном этапе дизайнер выполняет макет изображения в графическом редакторе.
2. Затем изображение копируется с помощью копировального устройства на сетку трафарета.
3. Через мельчайшие отверстия краска продавливается на поверхность пакета.
4. На заключительном этапе краска обрабатывается и становится устойчивой к воздействию внешних факторов.
Главной особенностью шелкографии является ее малотиражность (от 100 до десятков сотен штук изделий). Но при этом качество печати идеальное. Поэтому она используется для изготовления сувенирных пакетов, для размещения рекламы небольшого бизнеса, для проведения рекламных компаний и т.д.
Достоинством этой технологии является уникальность в оформлении пакетов. Это важный момент в рекламе, она выделяется в общей массе, акцентирует на себе внимание.
Плюсы шелкографии:
• Высокое качество полноцветного изображения, не только с крупными, но и мелкими деталями. Чем толще полиэтилен, из которого изготовлен пакет, тем качественнее получается рисунок.
• Изображения получаются яркими, красочными.
• Есть возможность использовать широкий спектр красок и их оттенков.
• Можно использовать разные цвета, от белого, до черного, а также серебристый, золотой, металлик. Можно применять светоотражающие краски и флуоресцентные, что выглядит эффектно.
• Высокая устойчивость красок к внешним воздействиям на протяжении эксплуатации пакета (перепады температуры, влажность, уф-лучи).
Но, несмотря на преимущества, шелкография имеет и отрицательные моменты:
• Нельзя перенести снимок с низким разрешением.
• Невозможно напечатать рисунок на всей поверхности пакета из-за особенностей технологии печати.
• Нельзя передать полутона.
• Перерасход краски.
• Затраты на подготовку трафаретов, особенно, если изображение многоцветное.
• Небольшая скорость печати, что не подходит для крупных тиражей.
• Высокая стоимость работы, так как требует не только расходов на краски, но и оплату работы мастера.
Сегодня старинный метод претерпевает усовершенствования. Это касается не только печатной формы, но и всего процесса. Появляются новые краски, ускоренный метод их закрепления. Это делает шелкографию все более востребованной на печатном рынке.
Флексопечать на пакетах
Флексография или флексопечать – это способ нанесения жидких красок с помощью эластичных печатных форм на различные материалы, в том числе полиэтиленовые пакеты. Главными особенностями этой технологии печати является использование эластичных, мягких форм для печати и применение жидких красок.
Такой способ печати предназначен для серийного производства полиэтиленовых пакетов с рекламными рисунками. Он является универсальным методом, с использованием современным высокопроизводительным оборудованием.
Флексопечать выполняют на специальных печатных машинах (секционных, ярусных, планетарных), с использованием дополнительного оборудования.
Важный элемент машин – рельефные печатные формы (флексоформы или матрицы) из резины, пластика или фотополимера.
Технологический процесс разбит на этапы:
1. Разработка дизайна.
2. Изготовление матриц.
3. Нанесение краски на специальные валы, имеющие поверхность с ячеистой структурой.
4. Непосредственная печать изображения на пакетах.
5. Вырубка изделий и сварка пакетов.
Качество печати во многом зависит от свойств используемых красок. Они делятся на:
• водорастворимые;
• спирторастворимые;
• отверждаемые УФ облучением.
У флексопечати есть бесспорные достоинства:
• Можно печатать большие тиражи (от 5 до 10 тысяч экземпляров).
• Низкая себестоимость продукции.
• Большая скорость печати.
• Возможность встраивания в технологическую цепочку дополнительных операций – ламинирования, тиснения, фальцовки.
• Разнообразие красок.
• Печатание изображений любой сложности.
• Экологичность красок, а, следовательно, и всей продукции.
Недостатки у способа тоже есть:
• Сложность получения изображения невысокой яркости.
• Невозможность печати мелкими шрифтами.
Штампы для печати на крафтпакетах
Штамп с логотипом для крафтпакетов популярен у малого бизнеса, отдельных предпринимателей. У такого простого способа бронирования есть свои преимущества:
• Можно наносить логотипы и другую информацию не только на крафтпакеты, но и на другие виды упаковки из бумаги.
• Можно менять цвет краски штампа.
• Доступная цена, поэтому можно заказать не один, а сразу несколько штампов.
Минусов у штампов практически нет, если не считать необходимость поработать вручную. Ну и качество оттиска не всегда качественное, оно зависит от количества краски на штампе и аккуратности мастера.
Штампы для крафтпакетов выполняются на ручной оснастке и на автоматической. Клише изготавливается лазерной гравировкой на резиновой основе. На штампе можно выполнить самые мелкие детали изображения или текстовой информации. Краски, которые используются для штампов, бывают на спиртовой или на масляной основе.
Для ручных штампов необходима штемпельная подушка, куда заливается краска. Размеры и форма штампов различные, но чем больше размеры, тем сложнее получить качественный оттиск. Ручка штампа изготавливается из дерева или пластмассы.
Автоматические штампы представляют собой конструкцию, совмещающую штемпельную подушку и штамп. Такое устройство позволяет наносить более четкие логотипы на пакеты.
Плюсы печати:
• Дешевый, доступный всем способ.
• Наносить изображения на пакеты можно самостоятельно по мере необходимости.
Минусы:
• Неравномерность изображения.
• Метод возможен на бумажных носителях.
Выбор того или иного способа из рассмотренных, зависит от величины тиража пакетов, сложности изображения, финансовых возможностей заказчика. Стоимость печатных услуг зависит от объема тиража, метода печати и дополнительного оформления.